Тараканова Светлана Борисовна
Консультация для родителейКонсультация для родителей «Речевое развитие детей 5-и, 6-и лет» Вашему ребенку пять лет. Он уже совсем большой! У него отмечаются значительные достижения в умственном и речевом развитии. Ребенок начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества окружающих предметов, устанавливать простые связи и точно отражать их в речи. Речь ребенка становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих людей, ребенок уже может выслушивать до конца ответы взрослых. Чем старше становится ваш ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семейное воспитание. Увеличивается активный словарный запас (от 2500 до 300 слов к концу шестого года жизни), что дает ребенку возможность высказываться более полно, точнее излагать мысли. В речи ребенка этого возраста все чаше появляются прилагательные, которыми он пользуется для обозначения признаков и качеств предметов, описания временных и пространственных отношении, определения цветов. Кроме основных цветов дети называют дополнительные (красный, светлый, розовый; налипают появляться притяжательные прилагательные пошалил хвост, лисья шуба. собачья морда}, слова которые указывают на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны; деревянный карандаш, кожаная сумка, пластмассовое ведро. Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения, сложные предложения из-за, из- под. около, и другие). Появляются собирательные существительные (одежда, обувь, транспорт, овощи), однако их ребенок употребляет еще очень редко. Свое высказывание ребенок строит их двух — трех и более простых предложения, сложные предложения использует чаше, чем на предыдущем возрастном этапе, но все же еще не во всех ситуациях. Увеличение словарного запаса, употребление более сложных предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаше допускать грамматические ошибки. Они неправильно изменяют глаголы (хочу и хочу, бегут — бежут. хотят — хочут, не согласовывают слова; например, глаголы и существительные в числе, прилагательные и существительные в роде.5, меняют слова в предложениях. Пятилетние дети начинают овладевать монологической речью. Появляются предложения с однородными обстоятельствами, ребенок начинает правильно согласовывать прилагательные с другими частями речи. Однако следует учесть, что многие дети все еще не могут самостоятельно пересказать прочитанную сказку, рассказ. У пятилетнего ребенка возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в слова, произносимые взрослыми, ребенок пытается установить сходство в звучании и нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: «наша — Маша», «кошка -мошка». Некоторые дети, замечая неправильности в произношении у своих сверстников, могут не замечать дефектов звучания своей речи. Это говорит о недостаточном развитии самоконтроля за собственным произношением. У пятилетних детей отмечается тяга к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух четырехстишия. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребенка внимания к звуковой стороне речи, речевого слуха и требует поощрения со стороны взрослых. Имея уже достаточно развитую активную речь, ребенок пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим людям было понятно, что он им хочет сказать. Одновременно с самокритичным отношением к своим высказываниям развивается более критическое отношение к речи сверстников. При описании предметов и явлений ребенок делает попытки передавать свое эмоциональное отношение к ним. Обогащение словаря осуществляется не только за счет знакомства с новыми предметами, их свойствами, качествами, а также с новыми словами, обозначающими действия, но и за счет знакомства с названиями отдельных частей, деталей. Эти названия дети начинают употреблять гораздо шире. Все чаще можно заметить в речи пятилетнего ребенка обобщающие существительные, прилагательные, обозначающие материал, свойства, состояние предметов. За период от 5 до 6 лет словарный запас увеличивается на 1000 -1200 слов. Однако следует отметить, что точно определить количество слов, усвоенных за данный интервал времени, очень трудно. К концу шестого года жизни ребенок уже достаточно точно различает обобщающие слова. Например, он не только говорит «цветы», он и может отметить, что ромашка, колокольчик — это полевые цветы, а роза, гвоздика — садовые; петухи, курицы, утки -домашняя птица, а снегирь и синица — зимующие. Дети начинают использовать в соей речи отвлеченные существительные, прилагательные, глаголы. Многие слова из пассивного словарного запаса переходят в активный. Несмотря на значительное углубление лексических знаний, ребенок еще далек от свободного пользования словами. Основным показателем овладения словарем является умение ребенка подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы). Это могут быть существительные (утро — ночь, лето — зима, холод жара, вход — выход), прилагательные (добрый — злой, веселая — грустная, белое — черное), наречия (плохо — хорошо, темно — светло, верно — неверно), глаголы (смеется — плачет, проснулся -заснул, поднялся — опустился). Кроме того, важно умение подбирать большое количество прилагательных к определенным существительным (Какая может быть кошка? — Рыжая, пушистая, полосатая, игривая и так далее), наречий (Как может быть на улице? — Ветрено, светло, хорошо, тепло, томно, и так далее), близких по смыслу слов(синонимов, например, к слову плакать — рыдать, хныкать, всхлипывать) и так далее. Если вы зададите такие вопросы ребенку, то без груда убедитесь, что словарный запас еще недостаточно богат прилагательными, наречиями, глаголами, да и слов, близких по смыслу, шестилетний ребенок может подобрать еще немного, причем, не всегда делает это правильно. Он часто допускает ошибки при употреблении союзов и предлогов (например, вместо союза «а» использует союз «но» предлог «между» заменяет словами в середине). Развитие связной речи практически невозможно без овладения грамматическими навыками. На седьмом году ребенок овладевает грамматическим строем и постепенно начинает пользоваться им достаточно свободно. Предложения заметно усложняются. Все реже ребенок допускает ошибки при согласовании слов, при произношении падежных окончаний существительных и прилагательных, часто правильно родительный падеж существительных во множественном числе (ромашек, ртов, дней). Он легко образует новые существительные и другие части речи при помощи суффиксов (донышко, перышко, солнышко; домик, столик, листик; беленький, черненький, красненький), образует прилагательные от существительных (ложка из дерева -деревянная, линейка из пластмассы — пластмассовая). Однако легко заметить, что в речи ребенка все чаще встречаются грамматические ошибки: неправильное согласование существительных с прилагательными в косвенных падежах, неверное употребление некоторых существительных во множественном числе в родительном падеже («карандашов» -вместо карандашей, «Этажов» — вместо этажей), изменение по падежам несклоняемых имен существительных (На «пальте» нет ни одной пуговиц; в «лоте» много маленьких картинок). Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на совершаемые им ошибки, исправляют их, давая правильный образец. В разговорной речи шестилетний ребенок в соответствии с вопросом и темой разговора использует в ответах как простые, так и распространенные предложения. У ребенка на седьмом году жизни развивается связная монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, короткого рассказа, мультфильма, описать те или иные события, участником которых он был. Ребенок стремится к тому, чтобы слушатели поняли его высказывание, он уже способен пояснять детали своего рассказа, специально повторять отдельные его фрагменты. Довольно охотно ребенок рассказывает не только о событиях ближайших дней, но и о давно прошедших событиях (например, осенью сообщает о то, как он отдыхал летом у моря, как вместе с мамой ходили в цирк, кого видел в зоопарке). Шестилетний ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если изображенные на ней предметы хорошо ему знакомы. Но при составлении рассказа по картине он концентрирует свое внимание главным образом на основных деталях, а второстепенные, менее важные детали опускает. К шести годам мышцы губ и языка становятся достаточно крепкими, и ребенок начинает правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается усвоение шипящих звуков, звуков Л, Р после усвоения этих звуков дети сразу начинают четко и внятно произносить слова различной сложности. От вас, любящие родители, потребуется «совсем немного» -набраться терпения, заинтересовать ребенка и помочь ему включиться в целенаправленную работу. Всегда помните о необходимости соблюдения элементарных принципов обучения. Ребенок должен учиться в игре.Занимайтесь с ним непринужденно. В итоге вы сможете получить хороший результат при использовании различных приемов обучения, Взрослый может научить ребенка только в том случае, если он сам в достаточной мере владеет материалом, сам четко и правильно произносит звуки речи. Так вместе с ребенком вы сможете добиться многого. 12 февраля 2019 в 14:02
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.